Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Наличие оборудованных учебных помещений, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Площадь земельного участка  ДОУ — 7610 кв.м. Здание   типовое, 2-х этажное, кирпичное,  1989 года постройки — муниципальная собственность города Жердевки Тамбовской области, передано  ДОУ на основе оперативного управления. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. 

Для воспитательно-образовательной, коррекционной — образовательной и коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ организованы и оснащены следующие учебные кабинеты: кабинет педагога психолога, учителя — логопеда.

Кабинет педагога-психолога (учебный кабинет)

   Кабинет психолога ДОУ представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в ДОУ – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.

Кабинет учителя-логопеда (учебный кабинет)

Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой. В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений.

Структура организации групповых ячеек в ДОУ представляет собой набор относительно независимых ячеек-модулей с набором одинаковых помещений – функциональных зон, оборудованных современной мебелью:  — раздевалка, включающая красочные индивидуальные шкафчики для детей, скамьи для переодевания; — комната для занятий/игр, состоящая из двух зон: 1) универсальной зоны для занятий, приема пищи, в которой расположены стулья, столы; 2) игровой зоны, в которой  в которой расположены различные игровые зоны «Больница», «Кухня», «Парикмахерская», «Гараж» и разнообразное игровое оборудование (машины, куклы, коляски), дидактические игры, мозаика и др. В шести групповых  комнатах  спальные комнаты  отделены друг от друга.

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

Группа № 4

Группа № 5

Группа № 6

Практические занятия в ДОУ проводятся в музыкально-спортивном зале, учебных кабинетах,  спортивной площадке (на территории ДОУ), помещениях групп. В каждой группе для этого отведена учебная зона. Учебные зоны оснащены мольбертами, магнитно-меловыми досками, наборным полотном, проекторами , сенсорной доской, столами и стульями для детей с учетом их роста, дидактическим оборудованием.  Объекты для проведения практических занятий разнообразные, вариативные; приближены к домашней обстановке (комфортны, уютны, эстетичны), соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Игровые зоны оборудованы современными развивающими и дидактическими играми и пособиями с учетом возраста детей и видов деятельности.  Уличное пространство организовано по такому же принципу. Игровые участки для каждой группы разделены и оборудованы яркими беседками, игровыми комплексами, горками, качелями, качалками, песочницами.  Современные  различные ландшафтные уголки, беседки, избушка Бабы Яги, прудик для крокодила и золотой рыбки, альпийская горка, клумбы и цветники. Вход в здание оборудован пандусом, а так же парковкой для инвалидов.

Методический кабинет имеет библиотеку методической поддержки педагогов, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Имеет подбор детской литературы по каждому возрасту детей, в соответствии с программным обеспечением.

Собраны и активно используются следующие подписные издания:

— Управление ДОУ с приложением;

— Справочник старшего воспитателя;

— Справочник педагога-психолога;

— Справочник руководителя ДОУ;

— Справочник музыкального руководителя;

Справочник логопеда;

— Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное образование»

Занятия по физической культуре, спортивные досуги и развлечения осуществляются в музыкально — спортивном зале. Для занятий имеются маты,  мячи разных диаметров, мешочки для метания, гимнастические палки, стенка, дуги, различные спортивные модули, тренажеры.                                                                                                                                     В целях оздоровления детей оборудована спортивная площадка на открытом воздухе, имеющая  все необходимое оборудование  для развития физических качеств детей,  на ней расположена дорожка для бега, яма для прыжков, спортивный  комплекс «Крепыш», новый спортивный модуль, карусель, горка,  оборудование для игры «Футбол». Для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге в ДОУ имеется  площадка по ПДД, светофоры, дорожные знаки, информационные стенды по изучению основ безопасности дорожного движения в виде многоцветных настенных панелей.

 Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям МБДОУ,  в том числе приспособленным для использования инвалидами  и лицами с ОВЗ.

     Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В МБДОУ   создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.

В учреждении используются информационно-коммуникационные технологии и в наличии следующее обеспечение для работы в данном направлении:  телевизор,  цифровой фотоаппарат, 2 компьютера,  четыре ноутбука, макбук, 4 проектора, магнитофоны во всех группах, два музыкальных центра, колонки,  МФУ – 3, интерактивная доска.

Музыкально — физкультурный  зал  оборудован современной аудиотехникой (2 музыкальных центра, 1  фортепиано, 1 электропианино)   для проведения занятий  по музыкальному развитию, организации досугов, развлечений, праздников.

В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. Аудитория сайта: педагоги, родители, дошкольники, социальные партнеры, органы управления образования муниципального округа и области.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ воспитанников к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего  занятие. Исключён доступ воспитанников к сети Интернет без присутствия педагога.

Условия охраны здоровья обучающихся, а так же  инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский кабинет, который оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20.

Медицинская сестра осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы медицинского кабинета, цель которого —  улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников ДОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей. В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.

Специалистами и воспитателями проводятся различные мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, прогулки, занятия. Воспитателем по физической культуре проводятся физкультурные занятия в помещении и на свежем воздухе. В педагогический процесс включаются упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, пешие прогулки, походы на короткие расстояния. Реализуется парциальная программа «Весёлый рюкзачок»

В ДОУ  созданы оптимальные условия для двигательной деятельности:

Физкультурный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием, достаточным количеством спортивного инвентаря и пособий. Спортивная площадка, позволяющая проводить физкультурные занятия, спортивные, подвижные игры, физкультурные праздники и досуги круглый год.

Центры двигательной активности в группах: во всех возрастных группах созданы и оборудованы физкультурные центры с необходимым инвентарем для организации игр и упражнений детей в группе.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ и с другими сайтами образовательных организаций, на которых есть существующая версия для слабовидящих.

Обеспечение возможности получения образования инвалидами  и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ  рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»; «Выявление детей с ОВЗ в ДОУ и организация коррекционной работы с ними»; «Соблюдение требований ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО».

Для обучающихся с ОВЗ используются   адаптированная образовательная программа дошкольного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом.

Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития воспитанников, основной целью является коррекция нарушений развития и социальной адаптации. В МБДОУ работают педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса  детей с ОВЗ.

  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.

  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

 Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

       МБДОУ детский сад № 7 «Белоснежка» введен в эксплуатацию в 1989 году. 

Здание  оснащено системами безопасности: установлены системы оповещения о пожаре, все помещения детского сада оборудованы тепловыми и дымовыми датчиками оповещения о возможном возгорании, установлена система автоматической передачи извещений о пожаре на пульт централизованного наблюдения, установлена система аварийного освещения, видеонаблюдения, тревожная кнопка, световое табло «Выход».

В ДОУ обеспечен беспрепятственный доступ воспитанникам с ОВЗ, в том  числе детям – инвалидам, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вход в здание оборудован пандусом.  Двери обозначены желтыми кругами, ступени  обозначены желтыми полосами, при входе в учреждение размещена тактильная вывеска с шрифтом Брайля, в коридорах установлены тактильные мнемосхемы с шрифтом Брайля и тактильные пиктограммы, указывающие направление движения к лестнице. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).